На прошлой неделе на сайте краматорского городского совета был опубликован проект решения новой структуры исполнительного комитета. Проект предусматривает увеличение количества штатных сотрудников отделов и управлений исполкома до 530 человек. Кроме увеличения общего количества заместителей и сотрудников мэрии, предполагается еще ряд значительных изменений.
По словам краматорского городского головы Александра Гончаренко, прежде всего была проанализирована структура, которая существует сейчас. “Получается, что нагрузка между заместителями была распределена очень неравномерно. Больше всего работал заместитель по социальной сфере. Первой мыслью было – разделить его обязанности на три части: здравоохранение, образование и спорт. Но позже пришли к выводу, что это слишком кардинально, и решили пока вывести в самостоятельное направление только спорт”, – рассказывает Александр Гончаренко. Тем более, что на развитие спорта в городе у новой команды большие планы. “В ближайшее время будет введен в эксплуатацию каток, во второй половине года мы ожидаем начало работы бассейна, построен стадион в парке Юбилейном, есть несколько десятков стадионов на территориях школ. Все это нужно эксплуатировать и обслуживать. Кроме того, есть ЦВР и детско-юношеские спортивные школы. Но во всем этом нет порядка”, – рассуждает городской голова.
Для наведения порядка будет создано отдельное управление физкультуры и спорта с численностью 11 человек. Подчинить это управление в новой структуре планируется заместителю мэра Андрею Бессонному, который пока занимается только вопросами ЖКХ. Причем Александр Гончаренко в этой смеси ржавых труб и новых футбольных полей не видит ничего странного. “У Бессонного есть большой опыт развития спорта и создания детских спортивных школ. Ему это интересно. Кроме того, в прошлом он несколько лет успешно проработал коммунальным замом мэра и хорошо знает эту сферу. Кроме того, не стоит забывать, что заместитель мэра по спорту будет не только организовывать работу, но и курировать обслуживание этих объектов. А это очень близко к коммунальной сфере”, – уверен городской голова.
Впрочем, у такого перераспределения есть и несколько довольно существенных рисков. Прежде всего, велика вероятность, что спорт увлечет Андрея Бессонного куда больше, чем проблемная коммунальная сфера. И пострадать от этого может каждый из жителей города. Кроме того, отрыв спорта от культуры и образования, которые долгое время объединялись структурой исполкома, тоже имеет свои проблемы. К примеру, ЦВР, в котором расположена детско-юношеская спортивная школа, находится на балансе управления образования. Более того, в ЦВР находятся не только спортивные секции, но и разные кружки. Так что решить эту проблему передачей здания в управление физкультуры не получится. Аналогичная ситуация и с большинством клубов в городских поселках – их эксплуатируют как спортсмены, так и творческие коллективы. Так что в любом случае такое двойное подчинение вызовет определенные перетягивания канатов между ведомствами и замами.
Кроме того, в подчинении Андрея Бессонного окажется и реанимированная мегаструктура – управление ЖКХ. В него должны войти отделы жилищного хозяйства, транспорта и связи, коммунального хозяйства. Кроме того, в управление войдет один из осколков отдела коммунальных ресурсов – отдел управления коммунальной собственностью. Это управление станет единственным подразделением мэрии, которое будет иметь даже собственную юридическую службу. Фактически, под контролем этого управления окажется все коммунальное хозяйство города, начиная с ремонта дорог и обслуживания жилья и заканчивая различными коммунальными помещениями, которые сдаются в аренду и приватизируются за символические суммы.
Этот коммунальный монстр уже существовал в составе краматорского исполкома при мэре Геннадии Костюкове. Возглавлял его тогда Сергей Гончаренко (родной брат нынешнего мэра), а курировал тогдашний заместитель мэра по вопросам ЖКХ Андрей Бессонный. Нужно сказать, что никакой образцовой результативностью это мега управление не запомнилось. А вот Александра Гончаренко такое укрупнение не пугает. “Я считаю, что профильный заместитель не должен напрямую руководить сразу несколькими отделами коммунального управления – у него просто не хватит сил и времени. Не нужно забывать, что ему подотчетны еще и ряд коммунальных предприятий. Поэтому, я считаю логичным, что оперативное управление отраслью будет осуществлять руководитель управления, а профильный заместитель будет заниматься какими-то глобальными вопросами”, – рассуждает Александр Гончаренко.
Еще одним серьёзным изменением структуры должно стать появление у городского головы сразу двух новых заместителей. Первый из них должен будет курировать гражданскую защиту, мобилизационную работу и взаимодействие с правоохранительными органами. По большому счету, главная задача нового зама – немного разгрузить коммунального заместителя, чтобы он мог больше заниматься спортом.
А вот функционал еще одного нового заместитель куда интересней. Прежде всего, он получит невиданный для Краматорска статус “первого заместителя”. “Я считаю, что в любой структуре должен быть человек, который мог бы заменить первого руководителя. И я сейчас говорю не о номинальном замещении, которое по закону о местном самоуправлении возложено на секретаря рады. Речь идет о полном представительстве города и его интересов”, – пояснил городской голова. Кроме того, у необходимости появления первого зама есть и еще одна причина – после создания объединённой громады, к городу присоединились пять сел и поселков и именно на первого зама ляжет ответственность за их интеграцию в городскую жизнь. Для этого будет создан отдел по вопросам децентрализации в количестве 20 человек. В его состав войдут 5 старост и 14 их помощников (в Дмитровке их будет 2, а в остальных поселках – по 3). “По роду своей деятельности новый заместитель будет решать разные проблемы поселков, начиная с образования и заканчивая земельными вопросами и пропиской. Это значит, что временами он будет “залезать” в зону ответственности других заместителей. И чтобы интересы поселков не игнорировались, а между замами не возникало конфликтов, я считаю, что статус этого зама должен быть немного выше, чем у остальных. Поэтому и появилась идея “первого заместителя”, – говорит Александр Гончаренко. По его словам, у него есть уже три кандидата на эту должность, но окончательного решения – кого рекомендовать для назначения депутатам – он пока не принял.
Другие изменения в структуре исполкома будут менее масштабными. К примеру, все отделы, обеспечивающие деятельность аппарата, будут объединены в управление обеспечения деятельности исполнительного комитета. Также будет создано новое управление по вопросам информационной политики и взаимодействия со СМИ, в которое войдет пресс-служба (будет заниматься взаимодействием со СМИ и информированием населения) и отдел информационной политики (сосредоточится на развитии электронных сервисов и продвижении новых методов коммуникации с горожанами).
А вот к задачам кадровой службы исполкома добавится “развитие персонала”. По словам Александра Гончаренко, его цель – изменить отношение к госслужбе. “Сотрудники исполкома должны повышать свой уровень каждый день. Нельзя прийти сюда на работу и всю свою жизнь заниматься одним и тем же. Кроме того, мы хотим создать справедливую систему оценки работы сотрудников мэрии и поощрения. Сейчас премия чиновника – это просто часть зарплаты, которая не зависит от его достижений или провалов. Каждый раз, подписывая премирование, я пытаюсь понять – “а что такого сделал человек, что он получает этот бонус?”. И мне никто не может ответить на этот вопрос – в структуре просто нет системы оценки. Так быть не должно, и мы ставим себе цель в ближайшие месяцы исправить эту ситуацию”, – пообещал Александр Гончаренко.
На самом деле, если внимательно посмотреть на эту схему, можно понять, что ничего нового в ней нет. Происходит возвращение принципов управления времен Геннадия Костюкова. И это не удивительно, ведь идейный вдохновитель новой исполкомовской команды Максим Ефимов прямо заявил, что считает Геннадия Андреевича лучшим мэром в истории Краматорска. Да и если внимательно слушать суть того, что говорил Александр Гончаренко во время избирательной кампании, то можно понять, что готовился он к “третьему сроку Геннадия Костюкова”. Просто многие принципы бывшего градоначальника были сформулированы без излишней парторговской прямоты – время сейчас другое, ему больше подходит завуалированность и иносказательность.
Есть и еще один вывод, который можно сделать из всего этого: в городской мэрии создается еще один центр влияния, нарушающий главный принцип власти – принцип единоначалия. И этим вторым центром влияния будет совсем не секретарь горсовета и даже не формальный первый заместитель, а физкультурно-коммунальный заместитель мэра Андрей Бессонный. Именно он в обновленной структуре мэрии получил максимум ресурсов и самостоятельности. Именно Андрей Бессонный сконцентрировал у себя в руках направления, которые ему интересны. Более того, он максимально оградил свою сферу от вмешательства со стороны. У него даже будут собственные юристы, которые не позволят исполкомовской юридической службе лезть не в свое дело. Андрей Александрович никогда не скрывал своих мэрских амбиций. В прошлый раз должность зама он использовал как трамплин в мэры. Тогда ему помешала “русская весна” и оккупация.
В 2025 ему может повезти больше. Только вот действующий городской голова Александр Гончаренко рискует потеряться не только в тени своего мэрского примера, но и в растущем влиянии будущего мэра. Впрочем, этого может и не произойти, если действующий мэр вовремя поймет, что управление городом это не руководство заводом. Даже очень большим заводом.
Ну и самое неприятное – изменение структуры закончилось очередным ростом штатов. Даже если посчитать создание отдела децентрализации в 20 штатных единиц неизбежным, то общее количество сотрудников мэрии выросло на 18 человек. Двое из которых – ЗАМЕСТИТЕЛИ МЭРА. Конечно, негативное впечатление от роста штатов пытаются смягчить тем, что после ликвидации поссоветов будет высвобождено 30 человек, без снижения объема услуг жителям поселков. Но думаем, что даже в денежном измерении этот аргумент будет не таким весомым.
—
Мережа Центрів громадського контролю «Дій!» – проект, який реалізовується у 5-ти містах України (Тернопіль, Вінниця, Запоріжжя, Краматорськ, Маріуполь) за фінансової підтримки чеської організації People in Need, Міністерства закордонних справ Чеської Республіки у рамках програми «Transition Promotion Program» та Посольства Королівства Нідерланди в Україні. Зміст цієї статті не обов’язково збігається з їхньою позицією.
Для здійснення благодійного платежу на користь ГО “ДІЙ-Тернопіль” перейдіть за посиланням
https://api.fondy.eu/s/ehV02qKDw?_ga=2.77068060.863014627.1607679474-880978449.1607441551