Информационный запрос – это один из эффективных способов диалога с властью и предприятиями, которые получают из бюджета деньги. И этот способ диалога гарантирует Закон Украины “О доступе к публичной информации”. С его помощью вы можете контролировать власть, например, отслеживать, как она распоряжается бюджетными деньгами. Как работает закон, и что надо сделать, чтобы получить ответ, а не формальную отписку?
Революционность закона в том, что информационные запросы – это возможность не только для журналистов, но и для обычных граждан. Любой человек, независимо от должности, возраста, социального статуса, может задать интересующий его вопрос власти. Чем не компас для гражданина?
Право гражданина на информацию является фундаментальным. Оно делает его жизнь безопасной. Предотвращает образование олигархии в ее классической древнегреческой форме. Закон “О доступе к публичной информации” служит условием для развития гражданского общества, активизма в нем, гражданского контроля за органами власти. Цель закона – обеспечение прозрачности власти и предотвращение коррупции.
Но степень свободы общества определяется не столько объемом дозволенной информации, сколько уровнем подготовки этого общества в борьбе за нее. Поэтому важно знать, как правильно составить информационный запрос.
Главные ошибки
Распространенная ошибка – смешивание понятий “запрос на информацию” и “обращение гражданина”. Запрос на информацию – это просьба лица к распорядителю информации предоставить публичную информацию, находящуюся в его владении (ст. 19 Закона “О доступе к публичной информации” ), а обращение гражданина – это изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы (ст. 3 Закона “Об обращениях граждан”).
Пожаловаться на спиливание деревьев во дворе и потребовать привлечь к ответственности коммунальщиков – это обращение в форме жалобы. А просьба предоставить информацию о подрядчике, который спилил деревья, и предоставить акт работ – это информационный запрос. Понятия запроса и обращения важно различать, потому что они регулируются разными законами и предполагают разные сроки и формы ответа.
Читайте также: Як писати звернення до влади правильно
Также важно четко понимать, что такое публичная информация и у кого ее можно запрашивать (спойлер: не только у должностных лиц). Согласно закону публичная информация – это отраженная и задокументированная любыми способами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе выполнения представителями власти своих обязанностей, или других распорядителей публичной информации.
Публичная информация может иметь ограниченный доступ – конфиденциальная, тайная и публичная. Чтобы иметь такой статус, информация должна соответствовать определенным критериям. Например, ограничить доступ к ней могут в интересах национальной безопасности или беспристрастности правосудия.
Но важно знать, что нельзя ограничивать доступ к информации о том, как, например:
То есть любая публичная информация, которая касается бюджетных денег и нашего общего, государственного или коммунального, имущества, не может получить гриф “секретно”, ее обязаны предоставлять. Об этом говорит п.5 ст.6. ЗУ “О доступе к публичной информации”.
Кому писать?
Распорядителями информации, т.е. адресатами, у которых вы хотите получить конкретную информацию, могут быть не только органы местного самоуправления или органы государственной власти.
Ст. 13 Закона рассказывает, что в число распорядителей входят также юридические лица (т.е. фирмы, предприятия), которые получают финансирование из местного или государственного бюджета. Им смело можно писать запросы на тему того, как они распорядились полученными деньгами.
Также лица, которым власть делегировала некоторые свои полномочия, – например, оздоровительные, социальные или образовательные услуги. Все, что вас интересует в отношении этих услуг – трат, качества, количества, можете запрашивать у данных лиц.
Предприятия, доминирующие на рынке и “естественные монополии”. Для последних даже разработан отдельный закон, потому что они серьезно влияют на жизнь граждан, а соответственно должны попадать под отдельную законодательную регуляцию. К ним относятся, например, “Укрзализниця”, “Нафтогаз”, наши мариупольские комбинаты “Азовсталь” и “Ильича”.
У естественных монополий можно запрашивать информацию об условиях поставки их товаров, услуг и цен на них.
Также к распорядителям информации относятся субъекты хозяйствования (предприятия, предприниматели), которые владеют информацией о:
Как писать запрос
Итак, вы решили отправить запрос на публичную информацию.
ШАГ 1. Определить распорядителя информации
Они определены в ст.13 данного Закона. Если же вы ошиблись и отправили запрос “не по адресу”, то получите ответ, что данный распорядитель не владеет такой информацией и не обязан ей владеть. Но важно знать, что если распорядитель, который не владеет информацией, но в виду специфики деятельности или статуса, может знать или должен знать, кто ею владеет, он обязан перенаправить ваш запрос по нужному адресу и уведомить вас. Например, если вы отправили письмо на официальную почту горсовета или не в тот Департамент, то они обязаны перенаправить ваше письмо нужному распорядителю информации. В таком случае вы теряете немного времени и отсчет срока для получения ответа начинается с момента получения запроса надлежащим распорядителем.
ШАГ 2. Подача запроса
Запрос можно писать независимо от того, касается ли запрашиваемая информация лично вас. Вы не обязаны объяснять причины, почему вы запрашиваете конкретную информацию. (ст.19.п.2). Запрос можно подавать в устной, письменной или другой форме. Например, электронным письмом на почту распорядителя, если такая имеется.
Для удобства граждан некоторые распорядители размещают на своих официальных сайтах образцы информационных запросов. Но стоит понимать, что все эти образцы больше рекомендательного характера, в законе сказано , что письменный запрос подается в свободной форме (ст.19, п.4). Но есть перечень данных, которые обязательно нужно указать в запросе:
*рекомендуем указывать желаемую форму ответа (письменную).
ШАГ 3. Ждем ответа
Законом установлен срок в 5 рабочих дней (ст.20, п.1). Если запрос на информацию, которая касается жизни и свободы человека, состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов, аварий или катастроф, – ответ обязаны дать в течение 48 часов со дня получения запроса (ст.20.п.2). Если запрос требует длительной обработки данных, ответ могут дать в течение 20 дней, о чем вас обязаны уведомить. Хотя законодательство не определяет под какие нормы попадает “большой объем информации”, так что единственная рекомендация – отправлять несколько коротких запросов.
***
Итак, возможность подачи информационных запросов позволяет контролировать органы власти. Понимая, что находятся под общественным контролем, они более ответственно подходят к своей работе. Данный закон безоговорочно оказывает положительное влияние на развитие гражданского общества в Украине – при условии его активного применения.
Автор: Вадим Яли
Образец запроса
Для здійснення благодійного платежу на користь ГО “ДІЙ-Тернопіль” перейдіть за посиланням
https://api.fondy.eu/s/ehV02qKDw?_ga=2.77068060.863014627.1607679474-880978449.1607441551