Седьмой год Украина противостоит российской агрессии и находится под угрозой вторжения вглубь нашей страны. Такой сценарий развития событий требует от руководства страны соответствующих ответных действий и подготовки к ним.
В недавно принятой Стратегии военной безопасности Украины говорится о внедрении всеохватывающей обороны, которая предусматривает создание территориальной обороны в системе национального сопротивления. В июле 2021 года был принят закон “Об основах национального сопротивления”. На него возлагают регулирование вопроса по развитию территориальной обороны, движения сопротивления и подготовки граждан Украины к ведению боевых и небоевых действий для обороны государства.
Почему данный вопрос возник только на восьмом году ведения войны, непонятно. Возможно, наращивание российских войск на украинской границе весной этого года заставило руководство страны задуматься о комплексном решении вопроса на случай прорыва линии обороны противником. Итог – закон принят и вступает в действие с начала 2022 года. Что дальше? Влияние закона на вооруженные силы оставим профессионалам, а вот, какой эффект это окажет на самоуправление, попробуем разобрать.
Теперь на ОМС (органы местного самоуправления – прим.) возлагаются задачи по проведению мероприятий подготовки населения для участия в движении национального сопротивления в границах территории соответствующей административно-территориальной единицы. В закон “О местном самоуправлении” в связи с принятием нового закона внесены правки, в частности, в ст. 36, 43, 44.
В интересах теробороны громады из числа своих сограждан смогут создавать добровольческие соединения, которые попадают под законодательную защиту наравне с военнослужащими и под защиту закона в случае насилия при сопротивлении агрессору. Гражданам, которые примкнут к движению сопротивления, будет гарантирована конфиденциальность.
Обязательно ли участие в территориальной обороне? Нет – исключительно на добровольной основе. Что касается оружия, то закон не предполагает его свободного хранения дома. Боевое оружие военнослужащих ВСУ и членов добровольческих формирований (которые также будут входить в состав ВСУ) будет храниться в специально оборудованных для этого помещениях. Но добровольцы могут использовать во время выполнения заданий территориальной обороны личное охотничье оружие.
Однако до сих пор не все понятно с вопросом финансирования и оснащения теробороны – в соответствии с законом, оно происходит за счет государственного, местного бюджетов, а также других не запрещенных законом источников.
Исходя из опыта ТРО, которые были сформированы с началом войны еще до появления этого закона, системные проблемы проявлялись как раз в качестве подготовки добровольцев, их оснащении и финансировании.
В интервью “РадиоСвобода” члены батальонов теробороны рассказывают о том, какие трудности возникают при организации обучения и как это может повлиять на безопасность добровольцев.
“Бывает, что в год мы можем встретиться в большом составе – раз 5. Бывает два раза, бывает четыре. У меня это уже четвертый раз. Этого недостаточно. Нужно сработаться, чтобы люди больше контактировали и понимали друг друга с полуслова”, – рассказывает “РадиоСвобода” резервист 130 киевского батальона теробороны Роман Глех.
Участник сборов 130 батальона теробороны Соломенского района Киева Петр Аврамич рассказывает, что часто возникают трудности с местом проведения учений: “Каждый раз, когда нам надо было выполнить огневую подготовку, стрельбы, тактические действия, мы вынуждены просить командиров этих подразделений, чтобы они выделяли нам свои тиры для проведения занятий”.
Назар Лосюк попал на передовую спустя несколько дней после того, как примкнул к батальону терробороны “Киевская Русь”. Это был 2014 год и район Дебальцево. Назар был гранатометчиком и учился стрелять уже на передовой. “Мой напарник звонил своей жене и просил ее загрузить пособие в интернете по использованию СПГ. Волонтеры нам привезли эту инструкцию, которая проливала какой-то свет на то, как его можно использовать. Ты чувствуешь себя куском мяса, который не понимает того, что происходит. Вот, сейчас что-то случится, и я даже не смогу свою жизнь отдать, причинив врагу хоть какой-то ущерб”, – вспоминает ветеран.
Поэтому местным властям нужно учитывать, насколько важно ответственное отношение к подготовке добровольцев теробороны, потому что в один момент это может спасти их жизнь и здоровье. Что касается финансирования, то местным властям предстоит разработать целевые программы для создания теробороны (ст.44, п.1. закона “О местном самоуправлении”). Какие объемы бюджета будут заложены как на местном, так и государственном, уровне, пока не известно. Но нужно учитывать зарубежный опыт. Батальоны теробороны, например, созданы в Польше и странах Балтии. В Польше войска теробороны начали формироваться в 2017 году, и уже в тот год на их создание и оснащение выделили более 1 миллиарда злотых (320 миллионов долларов). К концу 2022 года в Польше планируют увеличить численность добровольцев теробороны до 50 тысяч человек, а финансирование до 900 миллионов долларов.
***
Тероборона это не количественная, а качественная единица. И ее цель – не ведение боевых действий на фронте, а создание неблагоприятных условий для противника в тылу. Этот закон и сопровождающие его правовые акты – систематизация процессов украинского общества: проявления патриотизма и гражданской активности. Силы теробороны это не профессиональные военные, а простые граждане, которые подготовлены к тому, чтобы в нужный момент взять в руки оружие. А государству и ОМС, в свою очередь, стоит задуматься о вопросах “смежных”: сохранении заработной платы, места работы на время сборов, качестве подготовки и финансировании, чтобы добровольцы не остались застигнутыми врасплох реальными боевыми действиями.
Автор: Вадим Яли
Фото: Facebook-страница 130 Батальйона териториальной обороны города Киева
Публікація створена у рамках програми стажування проекту центрів громадського контролю «Дій!» – проект, який реалізовується у 5-ти містах України (Тернопіль, Вінниця, Запоріжжя, Краматорськ, Маріуполь) за фінансової підтримки чеської організації People in Need, Міністерства закордонних справ Чеської Республіки у рамках програми «Transition Promotion Program» та Посольства Королівства Нідерланди в Україні. Зміст цієї статті є авторським та не обов’язково збігається з позицією донорських організацій.
Для здійснення благодійного платежу на користь ГО “ДІЙ-Тернопіль” перейдіть за посиланням
https://api.fondy.eu/s/ehV02qKDw?_ga=2.77068060.863014627.1607679474-880978449.1607441551