В Мариуполе утверждено новое направление развития – Стратегия 2030, которую эксперты уже признают самой передовой во всей Украине. Но мы хотим узнать, какие шансы на ее реализацию. Для этого проверим, насколько качественно была реализована Стратегии 2021. Мы взяли одно направление, которое на наш взгляд ярче всего демонстрирует изменения в индустриальном пейзаже города – культура и туризм. Удалось ли Мариуполю разорвать шаблоны и вступить в эпоху ренессанса? Согласно отчетам – да, но проверить эти данные не предоставляется возможным.
Стратегия 2021 и ее цель – это сохранение стабильности функционирования города в кризисной ситуации, которой стала вооруженная агрессия РФ на востоке Украины. За направление культуры в этом документе отвечает программа “Новая культурная платформа”. И, похоже, существование программы само по себе номинально. Она дает нам общее “романтическое” видение города, без конкретных измеряемых индикаторов. Ведь структурированного документа программы просто не существует.
Ответы на запросы походили на отписки – сначала на просьбу предоставить текст программы в Департаменте запросили 20 дней для ответа вместо пяти, “поскольку запрос касается большого объема информации”. После – прислали гиперссылку на текст Стратегии 2021, который есть в открытом доступе, и в котором программа “Новая культурная платформа” упоминается лишь, как один из векторов Стратегии.
Однако у программы есть вполне конкретный и немалый бюджет – аж 132,5 миллиона гривен были потрачены в 2020-м году на развитие культуры из городского бюджета.
Конкретных индикаторов в Департаменте снова не назвали, ограничившись общими цифрами. Здесь рассказали, что 132,5 миллиона были потрачены на 29 мероприятий и 22 туристических символа.
В Стратегии-2021 за 5 лет планировали развивать культуру по четырем направлениям – больше туристических магнитов, больше культурных событий и больше часов, которые мариупольцы будут тратить на культуру. Кроме того, планировалось увеличить загруженность культурных учреждений.
Из Стратегии-2021
Стартовал Мариуполь по этим направлениям с достаточно низких показателей. Культурные учреждения были заполнены на 35%, туристических объектов было всего 7, а фестивалей или других мероприятий – всего 5 в год. Тратили мариупольцы на культуру чуть более 100 часов в год.
Судя по ответу на запрос из Департамента, большую часть намеченных планов удалось достичь. КП загружены на 90%, мариупольцы культурно отдыхают 350 часов в год, а туробъектов и фестивалей стало больше двух десятков. Однако проверить эти данные невозможно, поскольку перечень объектов и мероприятий в Департаменте не указали, поэтому вспомним самые громкие культурные проекты последних лет.
Из Стратегии-2021
Полный ребрендинг Театрального сквера обошелся в 80 млн. гривен и включала в себя полный ребрендинг места отдыха. Однако уже вскоре скверу понадобился дополнительный ремонт – деформировались урны, плитка, а плиты под фонтаном и вовсе разломались под весом грузовых машин.
Обновленный парк “Веселка”, мариупольская реплика голландского Кёкенхофа, финансировался из областного и городского бюджета. Сумма реконструкции составила 42 млн. гривен. Однако еще до официального открытия в заголовках городских СМИ стали появляться сообщения о вандализме.
Самой долгой стала реконструкция парка Гурова. Начатая в 2018 году, она закончилась в конце сентября 2021, когда в спешке ко Дню города застилали газоны. Реконструкция началась со скандала. Дело в том, что на территории нынешней зоны-барбекю находились тополи, который попали под вырубку. Реконструкция стоила свыше 280 млн. грн.
Парадоксально, но муниципалитету удается создавать впечатляющую картинку изменений и параллельно греметь в коррупционных или имиджевых скандалах. Стратегия-2021 обозначала важные ориентиры, но достигнуты ли они, достоверно утверждать нельзя, как остается и совершенно непонятным нежелание Департамента обозначить конкретные результаты своей работы в рамках Стратегии.
Автор: Вадим Яли
Публікація створена у рамках програми Стажування Мережі центрів громадського контролю «Дій!» – проект, який реалізовується у 5-ти містах України (Тернопіль, Вінниця, Запоріжжя, Краматорськ, Маріуполь) за фінансової підтримки чеської організації People in Need, Міністерства закордонних справ Чеської Республіки у рамках програми «Transition Promotion Program» . Зміст цієї статті є авторським та не обов’язково збігається з позицією донорських організацій.
Для здійснення благодійного платежу на користь ГО “ДІЙ-Тернопіль” перейдіть за посиланням
https://api.fondy.eu/s/ehV02qKDw?_ga=2.77068060.863014627.1607679474-880978449.1607441551